Краеведческая кухня: евреи: СРЕТЕНИЕ

понедельник, 21 декабря 2015 г.

СРЕТЕНИЕ


Сретение Господне - событие, описанное в Евангелии от Луки:

21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. 22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. 25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. 27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. 33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. 34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — 35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. 36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. 38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме  (Лк. 2).  

Обряд проводится через сорок дней после рождения младенца, Лука настаивает: по закону Моисееву. Что говорит закон?

1. Очищение женщины после родов

1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его; 4 и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. <…>. 6 По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; 7 он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. <…>. 8 Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста (Чис. 12).

То есть, Мария должна была на 40 день прийти к Храму и передать священнику жертвенных животных. После принесения жертв она может войти в Храм. Дни очищения – только для матери.

2. Первенцы

Мария родила первенца, а все первенцы посвящены Богу:
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они (Исх 13).

Посвящение первенца Богу было заменено выкупом:
15 Все, разверзающее ложесна у всякой плоти, которую приносят Господу, из людей и из скота, да будет твоим; только первенец из людей должен быть выкуплен <…> 16 а выкуп за них: начиная от одного месяца, по оценке твоей, бери выкуп пять сиклей серебра, по сиклю священному, который в двадцать гер <…> (Чис. 18).

Выкуп следовало отдавать коэну (жрецу, потомку Аарона из колена Леви; левитов Господь избрал для служения при Скинии, а потом при Храме), потому что в пустыне Синай произошел первый выкуп первенцев:
40 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; 41 и возьми левитов для Меня, — Я Господь, — вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых. <…> 46 А в выкуп двухсот семидесяти трех, которые лишние против числа левитов, из первенцев Израильских, 47 возьми по пяти сиклей за человека, по сиклю священному возьми, двадцать гер в сикле, 48 и отдай серебро сие Аарону и сынам его, в выкуп за излишних против числа их. (Чис. 3)

Выкуп первенца происходит, когда младенцу больше месяца, сегодня в религиозных иудейских общинах принято проводить обряд на тридцать первый день. Присутствие матери и младенца при этом не обязательно. Выкупить первенца – обязанность отца, при этом, если первенец не выкуплен родителями, он может выкупить себя сам – вплоть до последних дней жизни.

3. Назорейство

Описывая сюжет Сретения, вспоминают и еще об одном законе Моисеевом, когда человек по своей воле посвящает себя Богу – на любое время, он становится назореем:
1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, 3 то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; 4 во все дни назорейства своего не должен он есть [и пить] ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи. 5 Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей. 6 Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу, не должен он подходить к мертвому телу: 7 прикосновением к отцу своему, и матери своей, и брату своему, и сестре своей, не должен он оскверняться, когда они умрут, потому что посвящение Богу его на главе его; 8 во все дни назорейства своего свят он Господу. 9 Если же умрет при нем кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего: то он должен остричь голову свою в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее, 10 и в восьмой день должен принести двух горлиц, или двух молодых голубей, к священнику, ко входу скинии собрания; 11 священник одну из птиц принесет в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его от осквернения мертвым телом, и освятит голову его в тот день; 12 и должен он снова начать посвященные Господу дни назорейства своего и принести однолетнего агнца в жертву повинности; прежние же дни пропали, потому что назорейство его осквернено. 13 И вот закон о назорее, когда исполнятся дни назорейства его: должно привести его ко входу скинии собрания, 14 и он принесет в жертву Господу одного однолетнего агнца без порока во всесожжение, и одну однолетнюю агницу без порока в жертву за грех, и одного овна без порока в жертву мирную, 15 и корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние; 16 и представит сие священник пред Господа, и принесет жертву его за грех и всесожжение его; 17 овна принесет в жертву мирную Господу с корзиною опресноков, также совершит священник хлебное приношение его и возлияние его; 18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою; 19 и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего; 20 и вознесет сие священник, потрясая пред Господом: эта святыня — для священника, сверх груди потрясания и сверх плеча возношения. После сего назорей может пить вино. 21 Вот закон о назорее, который дал обет, и жертва его Господу за назорейство свое, кроме того, что позволит ему достаток его; по обету своему, какой он даст, так и должен он делать, сверх узаконенного о назорействе его. 22 . (Чис. 6)
***
Что мы видим у Луки? Родители несут ребенка в Храм после сорока дней очищения (это касается только Марии, после очищения она может войти в Храм), при этом на тридцать первый день выкуп первенца (отцом) не состоялся, то есть ребенок формально посвящен Богу, реально это посвящение особых обязанностей не налагает. Цель прихода - представить [младенца] пред Господа, то есть посвятить его Богу, сделать назореем . В Ветхом Завете изложены правила принятия на себя добровольного обета назорейства (). «Пожизненные назореи» - Самсон, Самуил, в Новом – Иоанн Предтеча. Всех их Богу посвятили матери! У всех матерей была причина – в обмен на обет посвятить первенца Богу они просили у Бога дать им этого ребенка.


Мария ребенка не просила, Иосиф выкупа не сделал, Иисус в дальнейшем правил назорея не соблюдает. Лука описывает исполнение Моисеева закона в его первоначальном виде, без замен и поблажек, без ожидания награды, в том виде, на который люди не способны. В свидетели исполнения закона, непосильного для людей, Лука берет Симеона и Анну-пророчицу (на которых был Дух Божий), и они признают младенца долгожданным Спасителем Израиля. То есть Лука описывает уникальный обряд представления Мессии перед Господом. Его суть можно понять, только учитывая законы Моисеевы.

Почитание места Сретения и его участников

Сретенье в IV в. почиталось в храме Воскресения: «Четыредесятый день от Богоявлений празднуется здесь с большою честию. В этот день служба бывает в Воскресении, и все служат, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте евангелия, где в четыредесятый день Иосиф и Mapия принесли Господа в храм, и узрели его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают литургию…» (PEREGRINATIO AD LOCA SANCTA SAECULI IV EXEUNTIS - паломничество конца IV в., приписывается Эгерии-Сильвии).

Почитание места Сретения на Храмовой горе (где оно и должно было произойти) зафиксировано, например, у Петра Диакона, монтекассинского монаха (Италия, начало XI в.), составившего компилляцию, в которую вошли сведения паломников с самого раннего периода – с IV в. Источник приводимого ниже отрывка из труда Петра Диакона не определен: «(Анонима). Под горою Кальварии к востоку, на другой стороне города, есть храм Господень, выстроенный Соломоном <…> Посреди храма есть большая гора, обнесенная стенами, где была скиния, а в ней кивот завета, перенесенный, по разрушении храма, императором Веспасианом в Рим. С левой стороны скинии Господь Иисус Христос поставил на камень ногу Свою, когда принял его в объятия Симеон, и так осталась там нога отпечатленною, как будто бы ею стали на воск…»


Паломник, посетивший Иерусалим в самом начале правления крестоносцев, - Игумен Даниил с восторгом описывает храм, но о почитании в нем Симеона ничего не знает. Зато знает паломник того же времени Зевульф«…туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения ее и встречен старцем Симеоном…»
Церковь Святая Святых с приделом Симеона Богоприимца и Анны-пророчицы в нынешнем Куполе над Скалой описывается Иоанном Фокой (XII в.): «В восточной части города есть храм Святое святых. Храм этот чрезвычайно красив, с круглой крышей; он стоит на древнем месте известного преименитого храма Соломонова, внутри и снаружи украшен различными мраморами и мозаикой. На левой стороне храма две каморы, в которых изображены — в первой Сретение Владыки Христа, поелику на этом месте праведный Симеон принял в свои объятия Владыку Христа, во второй — видение дивной лестницы, которую видел Иаков, которая простиралась до небес и ангелы Божьи восходили и нисходили по ней, и внизу под изображенной лестницей зрится тот самый камень, который был подложен под главу Иакова...»
В дальнейшем перечень христианских святынь на Храмовой горе (состав их может различаться, но Симеон остается) надолго становится обычным в паломнических записях. Позже к списку святынь присоединяется Введение Богородицы во Храм, причем сначала там же, где произошло Сретение, а потом «Эль-Акса… обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы» (А. Норов, 1834).


В дальнейшем перечень святынь на этом месте становится обычным в паломнических записях и после ухода крестоносцев, мы его встречаем и у русского паломника XVIII в Лукьянова, который заканчивает описание сетованием: «A ныне на том месте стоят 2 мечета турецкия изрядныя; а турки, сабаки, отнюдь не пустят посмотреть. А кто пойдет посмотреть, убивают тово или потурчат». 

Сегодня в Иерусалиме служба в праздник Сретения проводится в монастыре Катамон. Там почитается место погребения Симеона. 

Есть в Иерусалиме еще один монастырь с несколькими названиями, одно из которых - Сретенский (сегодня больше известный как Сайданая, или Малая Панагия , но главный престол посвящен Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице). Выяснить, когда именно в этом монастыре появляется соответствующее посвящение, мне не удалось.