(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)
В Деяниях этого эпизода нет, но у ранних историков церкви (Гегесипп[1], II в., утерян, но его историю повторяет Евсевий Кесарийский, IV в.) убийство первого епископа Иерусалима изложено в подробностях. Об убийстве Иакова сообщает и Флавий: «…Анан (младший, сын Анана-Анны, судившего Иисуса. – Э. Г.) полагал, что вследствие смерти Феста[2] и неприбытия пока еще Альбина[3] наступил удобный момент для удовлетворения своей суровости. Поэтому он собрал синедрион и представил ему {брата Иисуса, именуемого Христом}[4], по имени Иакова, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие тогда в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно. Они тайно послали к царю (Агриппе II. – Э. Г.) с просьбой запретить Анану подобные мероприятия на будущее время и указывали на то, что и теперь он поступил неправильно. Некоторые из них даже выехали навстречу Альбину, ехавшему из Александрии, и объяснили ему, что Анан не имел права без его разрешения созывать синедрион. Альбин разделил их мнение на этот счет и написал Анану гневное письмо с угрозой наказать его. Ввиду этого царь Агриппа лишил Анана первосвященства…» (ИД XX, 9).
Мы видим, что Синедрион подотчетен римским властям и царю, который отвечает перед римской властью за дела религиозной общины, именно он имеет право смещать и назначать первосвященников. Напомню, что Агриппа II не правит в Иудее (см. карту в разделе а).
Убийство Иакова – произвол первосвященника и нарушение закона, с точки зрения лучших законников, римских властей и попечителя Храма Агриппы II.
***
Члены иерусалимской общины последователей
Христа не отделялись от иудеев. Дела апостолов неоднократно разбираются в
Синедрионе – как внутренние дела общины, наряду с другими.
Римляне разбирают дела христиан в ряду случаев
иудейских беспорядков.
Иосиф Флавий, предоставляет сведения, сопоставимые с изложенными в Новом Завете[5], но ничего не говорит о христианстве; в философские течения иудаизма он включает четыре школы: фарисеев, саддукеев, ессеев и зелотов [6], опуская менее важные (ИД II, 8, 2) .
Правление Агриппы I, последняя попытка
восстановить национальное правление, отмечена гонением на христиан (мессианской
иудейской секты), смерть Агриппы I (как в Деяниях, так и у Флавия) представлена как
наказание несостоявшегося мессии, царя-освободителя. Только после смерти Агриппы
апостол Павел выходит на проповедь язычникам и национальная община превращается
постепенно во многонациональную. При этом община не требует от иудеохристиан
отказа от закона Моисея, а апостол Павел обосновывает христианство как
исполнение мессианской задачи народа, для которой этот народ был избран Богом. Еще одно событие христианской истории,
связанное с государственной, - община покидает Иерусалим после убийства
ее главы Иакова брата Господня накануне осады городы римлянами, о чем им было
пророчество, и разрушения Храма.
[5] Флавий – единственный внехристианский источник, который упоминает
Иисуса, Иоанна, Иакова. О том, что входит в понятие «свидетельство Флавия», см.
Б. Деревенский. Иисус в документах истории.
[6] Вопрос о соотношении иудейских сект и раннего христианства стал одним
из самых обсуждаемых в связи с открытием и изучением кумранских рукописей.
Кумрановедческая литература обширна, из русской: И. Д. Амусин. Кумранская
община. М., 1983; И. Р. Тантлевский. История и идеология Кумранской
общины. СПб., 1994.; Н. Е. Зубер-Яникум. Основные этапы формирования
мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до
новозаветного канона. СПб., 2002 и пр.
Комментариев нет:
Отправить комментарий