Краеведческая кухня: евреи: (e) Гонение Агриппы

понедельник, 13 ноября 2017 г.

(e) Гонение Агриппы




(Ранняя иерусалимская община последователей Христа: Содержание)




По поводу случившегося в Иудее голода антиохийская община отправляет в Иерусалим собранные учениками средства – через Варнаву и Савла.


Савл возвращается в Антиохию, выполнив поручение, после смерти Агриппы I (Деян. 12:23), значит, он находится в Иерусалиме во время краткого правления Иудеей Агриппы I (41-43 гг.): «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12: 1-3). Ангел освобождает Петра из темницы, «Ирод же, поискав его и не найдя, судил стражей и велел казнить их. Потом он отправился из Иудеи в Кесарию…» (12:19), где «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:21).


Описание смерти Агриппы – одно из самых поразительных совпадений текстов Нового Завета и И. Флавия. Самое замечательное, что в обоих источниках смерть следует за тем, что Аргиппа не остановил льстецов, называвших его богом: «…рано утром царь явился в театр в затканной серебром одежде, удивительным образом блиставшей и сверкавшей. Серебро дивно переливалось в лучах восходящего солнца, так что все были ослеплены и с содроганием должны были отвращать свои взоры от Агриппы. Сейчас же несколько льстецов с разных концов стали, впрочем не на благо царю, громко возносить его и называть его богом, говоря: "Будь милостив к нам! Если мы до сих пор преклонялись перед тобой, как перед человеком, то теперь мы готовы признать, что ты по природе своей выше всякого смертного". Царь не особенно был поражен этими заявлениями и не думал остановить кощунствующих льстецов» (ИД, XIX, 8).

Багряница

О том, как соотносились права римских властей и царя из Иродиадов, можно получить представление из рассказа Флавия об одеждах первосвященника: «Здесь (в крепости Варис, укрепленной и переименованной Иродом Великим в Антонию. Э. Г.) сохранялось у них (хасмонеев. – Э. Г.) священное облачение, которое надевал на себя только первосвященник в случае необходимости принести жертву. Также и Ирод сохранял здесь это облачение; после его смерти оно попало в руки римлян <…> При последнем сирийский наместник Вителлий, прибыв в Иерусалим и удостоившись от жителей весьма блестящего приема, желал им выказать свою за это благодарность, и так как они просили вернуть им это священное облачение, написал о том императору Тиберию (одновременно оба были у власти в период с 35 по 37 г. – Э. Г.). Тиберий согласился вернуть священное одеяние иудеям, и таким образом оно оставалось у них до смерти царя Агриппы (Первого.- Э. Г.) После него тогдашний наместник сирийский Кассий Лонгин и наместник Иудеи Куспий Фад (оба у власти с 45 по 47. – прим. изд. 2002) приказали иудеям положить это облачение в крепость Антонию, ибо римляне одни должны были быть хозяевами, как они были таковыми и раньше. Тогда иудеи послали послов к императору Клавдию с соответственными представлениями. Когда послы эти прибыли в Рим, находившийся там как раз царь Агриппа Младший обратился по этому поводу с просьбою к императору и получил разрешение вернуть иудеям облачение…» (ИД XV, 11). [1]

Этот пассаж дает нам одно из объяснений того, где и как могла произойти сцена, описанная евангелистами: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу…» (Мф. 27:28-31, парал. Мк., Инн.). В крепости Антония стоял римский гарнизон и там же хранилось облачение иудейского первосвященника от смерти Ирода до 35-37 г. Похоже, солдаты надели на Иисуса именно это облачение.

Вернемся к Агриппе, которого Флавий называет Великим. Конечно, возвращение к правлению иудейского царя, объединившего под своей властью всю страну через 45 лет после ее раздела, через 35 лет после того, как Иудея стала римской провинцией, возбудило массу (мессианских) надежд. Тем более, что Агриппа, рискуя жизнью, выступил за интересы иудеев еще перед Калигулой с просьбой отменить установку статуи императора в Иерусалимском храме (ИД, XVIII,8), а прибыв царем в Иерусалим (при Клавдии) «он принес благодарственные жертвы и исполнял все предписания законов» (ИД, XIХ, 16). То есть он, действительно, делал то, что приятно иудеям. Флавий ничего не знает о гонениях Агриппы, он говорит о его щедрости и мягкости характера.

Из множества строительных проектов Агриппы один остался незаконченным: «царь стал укреплять стены Иерусалима со стороны Нового города…. Ему удалось бы придать этим стенам окончательную неприступность, если бы сирийский наместник Марс письменно не сообщил о том императору Клавдию» (ИД, XIХ, 7).

Жители Кесарии и самаритяне радуются Смерти Агриппы, щедростью которого они столь часто пользовались.

Смерть Агриппы для христиан была доказательством того, что именно они следуют настоящему мессии, а для евреев – очередным крушением надежд.

Кстати, в Агриппе текла кровь Хасмонеев (его бабкой была Мириам, дочь Гиркана), к нему (а также к Ироду Великому, отец которого был идумеянин) можно было отнести пророчество Исайи о непринятом мессии: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? "Я - изрекающий правду, сильный, чтобы спасать". Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? "Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое; ибо день мщения - в сердце Моем, и год Моих искупленных настал"» (Ис. 63:1-4).

Так что багряница Христа и блистающие одежды Агриппы были знаком пришествия мессии – но для разных групп евреев[2].


После смерти Агриппы по повелению Святого Духа Савл отправляется проповедовать язычникам.




[1] В истории этого периода (помимо источников, для нашего региона - прежде всего, Флавия) помогают сориентироваться художественные произведения: минисериал Херберта Уайса (Wise) «Я, Клавдий» (1976, BBC) - экранизация романов Роберта Грейвса (Graves) «Я, Клавдий» (1935) и «Божественный Клавдий» (1934). По времени событий – это «продолжение» сериала «Рим» (закончен в 2005, Великобритания, США, Италия).

[2] Епифаний Кипрский (ум. в 403) скрупулезно собиравший ереси, пишет об иродианах, в иудействе седьмой, а по общему порядку двадцатой, ереси. См. также статью «Иродиане» в ПЭ.





Предыдущее: (d) Первые христиане из язычников



Комментариев нет: